Милостию Божией мы вступили в последний месяц лета – август. Этот месяц по древней Русской Церковной традиции богат на празднования, из которых выделяются три, посвященные Спасу – так наши предки называли Христа Спасителя, с Которым неразрывно была связана их жизнь. Это праздники Славы Божией, благодарности Творцу, и все они связаны с окончанием трудов на родной земле.
Первый Спас – медовый. 14 августа Церковь вспоминает Происхождение (изнесение) Честного Животворящего Креста. В древнем Константинополе к августу начинались различные массовые болезни. Для предотвращения их люди обращались к Всемогущему Богу, священники износили из царской сокровищницы Честное Древо Креста, обретенное Равноапостольной царицей Еленой и полагали его на Престоле Святой Софии, а по улицам города совершали моления. В Русской Церкви издревле установился обычай в этот день совершать освящение воды и меда нового урожая. Наши предки в этот день освящали реки, водоемы, колодцы. Пасечники извлекали налившиеся соты, освящали мед и угощали им всех желающих. Угощавшим люди пели песнопения, например, такое (текст Аполлона Коринфского «Народная Русь»):
«Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!»
Второй Спас – яблочный. 19 августа — Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Особый день и Праздник для города Дятьково: первый и до времени единственный храм в нашем городе был освящен в честь Преображения Господня. В советские годы он был разрушен, но впоследствии в память о некогда главном Празднике и храме города трудами протоиерея Александра Шматова в Дятькове на кладбище был воздвигнут новый храм, который также был освящен в честь Праздника Преображения Господня. Православная Церковь в этот день вспоминает о том, как Господь, незадолго до Своих страданий, взял с Собой учеников на гору, где преобразился перед ними: яркий свет Христа озарил Апостолов. В той мере, в какой могли принять Апостолы, Господь явил им Свою Божественную Славу.
Наш народ издревле связывает Праздник Преображения с завершением лета, приближением осени и преображением природы. К этому времени поспевают яблоки, и благочестивые люди, привыкшие все творить с благословения Божия, поспешают в храмы, где священники освящают новый урожай яблок. От этой традиции и наименование Праздника – яблочный Спас. В некоторых деревнях по сей день есть народный благочестивый обычай – не вкушать яблок до Праздника Преображения. Современность, конечно, отличается обилием не только яблок, но и прочих плодов, фруктов и ягод, никто не возбраняет освящать и их. Освященными плодами принято угощать ближних и нуждающихся.
Спас третий – хлебный, или ореховый. Этот Праздник, отмечаемый 29 августа, связан с перенесением Нерукотворного Образа Христа Спасителя из Едессы в Константинополь. История Нерукотворного Образа связана с именем правителя Едессы (что в Месопотамии) Авгарем V, который тяжко заболел, но услышав о чудесах Христа Спасителя в Палестине, отправил к Нему художника, чтобы он изобразил Лик Христа. Художнику это не удалось, тогда Христос умыл лицо Свое и отер платом, на котором отпечаталась борода Спасителя. Художник передал этот плат Авгарю. Впоследствии к нему прибыл Апостол от 70-ти Фаддей, который словом своим исцелил Авгаря и обратил ко Христу всю Едессу. Этот образ запечатлен в русской иконографии иконой XV века «Спас Мокрая Брада», которая и называется Нерукотворным Образом.
В народной традиции в этот Праздник выпекают и освящают хлеб из муки нового урожая, в некоторых местах освящают орехи, отчего этот день называют еще и «ореховым Спасом».
Очень часто в настоящее время мы являемся свидетелями прискорбного явления, когда к действительно русским народным традициям присовокупляют языческие, часто вымышленные и суеверные обычаи. Как видим, наша традиция, наши мировоззрение и культура теснейшим образом связаны с Православием, не с язычеством. Что удивительно: вспоминают якобы бывшие тысячи лет назад традиции, при этом затрудняются точно вспомнить события сто, двух и трехсотлетней давности. Задумайтесь об этом. Все народные гуляния начинались с молитвы в церквах, все народные празднования связаны с Церковными памятными днями, наконец, все они сопровождались искренней радостью, милостыней нуждающимся, братским общением и любовью.
Приглашаем все жителей Дятьковской благословенной земли в эти Праздничные дни в Православные храмы города и района, где будут совершаться торжественные Богослужения.
С любовью во Христе, иерей Павел Корнеев благочинный Дятьковского Церковного округа
Комментарии ()