В 1980-м году я поступила на театральное отделение Брянского музыкального училища. В нашем городе планировали открыть Театр юного зрителя, и необходимо было подготовить для него актёров. А я мечтала быть актрисой. И вот моя мечта начинала сбываться… Но судьба сложилась так, что уже почти в самом конце обучения, когда мы репетировали дипломный спектакль, мне пришлось уйти, поскольку я готовилась стать мамой. И позже уже продолжила учёбу в Брянском колледже искусств на отделении «Режиссура народных театров». Но великолепную школу актёрского мастерства я получила у Евгения Михайловича Фридмана. Он сам выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиКа), ныне это Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (СПбГАТИ). В дальнейшем эти уроки мастерства мне очень пригодились.
Затем мы с семьёй переехали в Сельцо, и там меня пригласили работать в самодеятельный театр кукол «Чучелки». Там, собственно, я и начала пробовать себя в работе с куклами. Мы сотрудничали с Михаилом Андреевым, основателем этого театра. В Сельцовском Дворце культуры до сих пор сохранились фотографии того времени. Мы сами делали кукол из папье-маше, лепили им из пластилина головки. Работали с детьми 5-7 классов. Это был хороший период, вспоминаю его с большой теплотой. Но вот однажды к нам приехали артисты Брянского театра кукол. Театру «Чучелки» надо было восстановить звание «народный», поэтому мы пригласили профессионалов посмотреть наш спектакль. И вот тогда меня заметили, и через некоторое время директор Брянского театра кукол Нина Николаевна Моковозова пригласила работать педагогом.
С 1992 года пять лет я работала педагогом нашего театра. На мой взгляд, эта профессия очень необходима театру кукол. Выступление педагога перед каждым спектаклем и разговор со зрителями очень важны. Ребёнка необходимо ввести и в происходящее на сцене, и в историю театра, чтобы он понимал, где находится, чтобы на основе этого формировалось его уважительное отношение к театральному искусству. С детьми нужен особый язык общения, но говорить с ними нужно серьёзно, по-взрослому. Для детей необходимо устраивать разные конкурсы, поощрять их желание ходить в театр, да просто хвалить за хорошие рисунки, награждать памятными призами. И мы в нашем театре стараемся это делать. У нас есть постоянные зрители, которые ждут каждую нашу премьеру. Так растут настоящие театралы!
Я всё время вспоминаю слова одной нашей коллеги: «Сказка нужна и в космическом веке, чтоб человека будить в человеке!». Сегодня, в век
информационных технологий, для ребёнка по-прежнему важны живые эмоции и живое общение!
Итак, после пяти лет работы в качестве педагога, мне предложили перейти в труппу. Поначалу меня очень сдерживала работа с куклами. Но, как известно, терпение и труд всё перетрут. Часами со мной занимались старшие товарищи: Наталья Богомазова и Ирина Несмеянова. Я понимала насколько тяжёлым и кропотливым является труд кукольника! И вот в какой-то момент я почувствовала, что могу!
У меня много любимых ролей, но есть особенная. Это роль Марьи в спектакле «Снегурочка», который поставил молодой режиссёр Иван Карпов. Моё амплуа – острохарактерная актриса, все ведьмы и цари в нашем театре – мои. И вот Иван снял с меня эту стружку, и я сыграла мягкую и добрую деревенскую женщину. Мой партнёр в этих сценах – Егор Краев. Играть с ним мне очень легко, мы подхватываем интонации друг друга, так возникает партнёрство. В театре это очень важно. На репетициях «Русалки» нам об этом постоянно говорит именитый режиссёр-кукольник Олег Жюгжда. Мы давно мечтали поработать с таким мастером и от работы получаем огромное удовольствие! У каждого режиссёра свой стиль, своя манера общения. В Олеге Олеговиче подкупает мудрость. Он спокоен и немногословен, но все его замечания очень точны.
Мы хотим, чтобы в наш театр ходили и взрослые зрители. «Русалка» — спектакль как раз для тех, кто постарше: «12+». Там ставятся серьёзные вопросы: о любви, о смерти, о мести, о покаянии… Но мы стараемся говорить об этом, не драматизируя, порой иронично. Так настроил нас Жюгжда. Даже такие сложные темы в театре кукол можно подавать легче и доходчивее.
Театр кукол – судьба моя!
|
Культура

Монолог Натальи Хачатрян, заслуженного работника культуры Брянской области
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()