Герой Советского Союза Петр Матвеевич Марютин
Пётр Матвеевич родился 8 декабря 1920 года в семье бытошан Матвея Павловича и Евдокии Васильевны Марютиных.
Пётр Матвеевич в 1938 году после окончания 10 классов поступает в Балашовскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно заканчивает в 1940 году. Молодой лейтенант Великую Отечественную войну встретил, осваивая новый самолет ИЛ – 2, который за свои боевые качества был прозван «Летающим танком». И вот наступил момент, когда в конце августа Пётр Матвеевич совершил свой первый боевой вылет в составе группы штурмовиков. Лётчики успешно выполнили боевое задание. Прорвавшись через стену зенитно-пулемётного огня врага, уничтожили артиллерийскую батарею, разгромили несколько колонн противника, продвигающихся на передовые позиции, и благополучно вернулись на свой аэродром. С того дня лейтенант Марютин почти ежедневно, по несколько раз вылетал на боевые задания, совершенствуя боевое мастерство, накапливая боевой опыт.
К октябрю 1941 года на счету старшего лейтенанта П.М. Марютина уже насчитывалось более трёх десятков уничтоженных танков, до сотни автомашин, орудийных расчетов и свыше 300 солдат и офицеров врага. За отличное выполнение боевых заданий, проявленное мужество и отвагу от командования 11-й армии и ВВС Северо-Западного фронта он получил три благодарности и был награжден орденом Красного Знамени.
К концу февраля 1942 года на боевом счету П.М. Марютина уже насчитывалось 39 уничтоженных танков, свыше 100 автомобилей, более 200 орудий, около 60 миномётов, 11 повозок, 30 лошадей и около 1000 солдат и офицеров врага. При этом он лично провел 53 штурмовых атаки вражеских объектов.
3 марта 1942 года командование полка представило П.М. Марютина к присвоению звания Героя Советского Союза, и 21июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР Марютину было присвоено это высокое звание.
Как умелый воспитатель кадров и опытный лётчик, он в марте был назначен штурманом полка. С того дня Марютин возглавлял группы при выполнении особо важных заданий.
К концу 1942 года капитан Марютин успешно совершил 126 боевых вылетов, 5 раз он вместе с самолётом падал на землю, но ни разу не покидал свой родной полк.
Однажды на праздник полка, получившего звание «гвардейский», приехало командование Северо-Западного фронта. При разговоре с Марютиным они узнали, что п. Бытошь оккупирован немцами и его родителям угрожает смертельная опасность. Быстро наладив связь с Бытошевским партизанским отрядом, представители командования договорились о том, чтобы вывести родителей прославленного лётчика — героя в советский тыл. Через несколько дней партизаны под покровом темноты пришли в дом Марютиных. Попросили родителей собраться и увели их на партизанский аэродром.
7 января 1943 года на взлётную полосу полка почти одновременно приземлились два самолёта. На первом был гвардии капитан П.М.Марютин, на другом – Матвей Павлович и Евдокия Васильевна, которые 14 месяцев находились под гнётом немецко-фашистской оккупации на Брянщине. Там на их глазах за связь с партизанами расстреляли их младшего сына Мишу.
Весной 1943 года П.М.Марютина назначили инструктором штурмовой авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии.
И до увольнения в запас в июле 1973 года гвардии полковник П.М. Марютин служил в ВВС, занимая различные должности.
Кроме вышеперечисленных наград вместе со Звездой Героя он был награждён орденом Ленина (21.07.1942), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (13.01.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (26.10.1955) многими медалями.
В 1975 году, к 30-летию Победы, известный советский поэт Михаил Матусовский посвятил Петру Матвеевичу Марютину своё стихотворение «Не плачьте, мама», написанное ещё в далёком 1943 году специально для него. Оно было опубликовано в то время в газете Северо-Западного фронта «За Родину». Случилось так, что об этом прославленный лётчик не знал.
Лишь тот, кто потерял родных,
Сумеет всё понять…
Марютин вздрогнул: перед ним
В слезах стояла мать.
И от волненья оробев,
Стоял он перед ней.
Всё те же старые глаза,
Но только чуть грустней.
Всё тот же материнский взгляд,
Что в сердце мы храним,
Всё тот же голос молодой,
Что в детстве пел над ним.
Увидел лётчик старика
И в нем узнал отца,
Черты знакомого навек,
Открытого лица.
Глаза, видавшие не раз
И счастье, и нужду,
Большие руки, с детских лет
Привыкшие к труду.
И рассказал ему отец
Об их родном селе
И о разграбленной святой
Поруганной земле.
Там флаг со свастикой висит,
Там смерть стучит в окно,
Там дети плачут по ночам,
Там даже днем темно.
«Не плачьте, мама», – говорит
Гвардеец капитан.
Мороз крепчает. До утра
Рассеется туман.
И, значит, завтра в новый бой
Пойдут штурмовики.
И будет им глядеть вослед
Старик из-под руки.
Он сына проводил в полёт
С надеждой и тоской,
Благословил его, как Бог,
Отцовскою рукой.
Ещё десять лет Петр Матвеевич отдал мирным профессиям. И кем бы он ни работал, и где бы он ни был, Петр Матвеевич никогда не забывал про свою малую родину – посёлок Бытошь.
Его самолет «Ил – 2», на котором полетел в годы войны другой экипаж, был сбит и пролежал в болоте 37 лет. В 1980 году под руководством заслуженного лётчика, дважды Героя Советского Союза В.К. Коккинаки самолёт Марютина был поднят, доставлен в Москву, восстановлен и находится сейчас в музее ВВС.
Жил П.М. Марютин в г. Москве. Его не стало 23 мая 1992 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
Ю.А. Абраменков
Знаменитый штурмовик
Самолёт ИЛ-2, как танк Т-34 и автомат ППШ-41, является символом нашей победы в Великой Отечественной войне.В экспозиции музея представлены предметы, принадлежавшие двум самолётам ИЛ-2, потерянным во время Великой Отечественной войны в нашей области.Один самолёт был сбит в воздушном бою и упал в районе д.Рясники Карачевского района, детали от него – масляный насос, люк установки и съёмки снарядного ящика, ротор водяного насоса и перепускной клапан - были переданы в музей командиром поискового отряда «Безымянная высота» Брянского района Мазуркевичем Андреем Геннадиевичем.Вторая машина была сбита в воздушном бою в районе д.Кольцовка Навлинского района, со слов местных жителей, пилот погиб и был захоронен нашими наступающими частями в сентябре 1943 года. Детали – масляный насос, лопасть винта, электросбрасыватель бомб, магнето, узел крепления подкоса шасси на заднем лонжероне и фрагмент бронестекла - передали в музей члены поискового отряда «Память», отец и сын Сагайдако Юрий Васильевич и Андрей Юрьевич. Самый большой интерес вызывает лопасть винта, а точнее, её боевые повреждения: она сильно погнута в результате удара о землю, а на поверхности имеются сквозное пробитие бронебойным 22-мм снарядом и в 10 сантиметрах от него – следы разрыва осколочного снаряда. Известен также и номер мотора этой крылатой машины, и, значит, после поисков в Центральном Архиве Министерства Обороны появится возможность установить имя и судьбу пилота. Выражаем искреннюю благодарность всем, кто помогает музею сохранять для будущих поколений нашу героическую историю.
Научный сотрудник Шемякин Н.М.
Комментарии ()