пятница, 17 мая 2024

Брянский УФАС разъясняет, чем отличается рассрочка от кредита

| Общество
В адрес брянского УФАС России часто поступают вопросы по поводу рекламирования магазинами услуги беспроцентной рассрочки, которая на деле оказывается кредитом, оформляемым через банк.
Насколько законно введение в заблуждение относительно оказываемых услуг ответит заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Новикова Наталья Александровна.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закон N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5 Закон N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информации, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
При этом необходимо учитывать, что положения статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.
На практике часто оказывается, что беспроцентная рассрочка оказывается кредитом, который оформляет сотрудник магазина, одновременно являющийся агентом банка, а покупатель становится заемщиком банка. При этом магазин предоставляет скидку клиенту в размере процентной ставки по кредиту. Однако не стоит забывать, что кроме процентной ставки есть и другие дополнительные платы, которые ведут к удорожанию товара, но в рекламе об этом не сказано ни слова.
Вот на такую рекламу реализации товара в рассрочку распространяются положения частей 1, 3 статьи 28 Закон N 38-ФЗ. То есть магазин обязан указать наименование банка, предоставляющего финансовую услугу, а если будет указано хоть одно из условий кредита, то нужно будет указать и все остальные, чтобы потребитель имел всю информацию о стоимости кредита.
В настоящее время более 18% всех нарушений рекламного законодательства происходит при размещении рекламы финансовых услуг. При этом на протяжении последних нескольких лет количество обращений и жалоб граждан на недостоверную рекламу банковских услуг не снижается.
Нарушители часто предоставляют в своих рекламных кампаниях неполную информацию об особенностях банковских услуг и тем самым вводят потребителей в заблуждение. Кроме того, кредитные организации нарушают требования к восприятию рекламы, размещая важную информацию так, чтобы у потребителя не было возможности воспринять ее должным образом и сделать осознанный выбор.
К примеру, банки часто указывают крупным шрифтом привлекательную для потребителя информацию об условиях кредитов. А другие условия, в том числе об изменяемой годовой процентной ставке, размещаются мелким нечитаемым шрифтом.
Ранее Пленум Высшего Арбитражного Суда пояснил*, что если потребитель не воспринимает информацию из рекламы или воспринимает ее плохо из-за мелкого шрифта, быстрого текста или неудобного способа размещения, то такая информация признается отсутствующей.
В связи с тем, что ненадлежащая реклама финансовых услуг приводит к негативным последствиям для граждан, ФАС России считает возможным при отсутствии смягчающих обстоятельств назначать нарушителям административные штрафы в размере близком к максимальной предусмотренной законом мере. Напомним, что для юрлиц штраф за распространение рекламы, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на неё, составляет от 300 до 800 тысяч рублей.**
Вместе с тем, ведомство обращает внимание, что при принятии решения о наложении штрафа за выявленные нарушения будет учитывать все обстоятельства при распространении рекламы. Речь идет, в частности, о масштабе рекламной кампании, а также наличии и количестве жалоб на рекламу.
Справочно:
*п.28 постановления Пленума ВАС РФ от 08 октября 2012 года № 58
** ч. 6 ст. 14.3 КоАП


Реклама1
Необходимо авторизоваться, чтобы написать комментарий.

Комментарии ()

    Реклама
    mvg
    27 марта 2023, 18:29
    1
    iskander_i
    11 мая 2018, 12:28
    1
    iskander_i
    10 апреля 2018, 14:01
    1
    9 20