Оферта или одолжение «по доброте душевной»?
Нередко описанные выше ситуации сопровождаются достаточно категоричным требованием сдавать вещи. То есть, взять на себя полную ответственность за свои вещи и пронести в зал всю одежду и сумки у посетителей не получится. Получается, патовая ситуация? С точки зрения закона, не совсем так.
«Предложение оставить свои вещи – не одолжение со стороны администрации, а, говоря языком закона, публичная оферта (п. 2 ст. 924 и п. 1 ст. 891 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Если в заведении или магазине организовано отдельное помещение для хранения вещей и посетитель сдает туда одежду, сумки, рюкзаки, и так далее, договор о хранении между администрацией и посетителем считается заключенным. Выдаваемый номерок в данном случае приравнивается к квитанции, чеку, расписке – любому документу, который подтверждает заключение договора (ст. 887 ГК РФ)», — поясняет Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела Защиты прав потребителей Роскачества.
Каковы обязательства администрации
Администрация берет на себя обязательства хранить вещь на протяжении всего действия договора (об этом далее) и должна предпринимать действия для того, чтобы оберегать их от порчи, кражи, потери, и так далее.
Даже если хранение безвозмездное (а чаще всего в описываемых ситуациях так и бывает), администрация несет ответственность, если с вещами что-то случится.
В случае кражи или потери вещи – возмещается ее стоимость.
В случае порчи вещи – возмещается сумма, которая компенсирует снижение стоимости вещи или ее ремонт.
Сколько действует договор хранения
Обратите внимание на то, что этот договор хранения действует только до тех пор, пока вы не покинете заведение, в котором сдавали вещь на хранение. Если вы ушли и забыли свои вещи (или по какой-то еще причине не забрали), ответственность администрации снижается: теперь владельцы заведения отвечают только за вред, причиненный с умыслом или в результате грубой неосторожности (п. 2 ст. 901 ГК РФ). Во всех остальных случаях ответственность лежит на владельце.
Как действовать, если ваша вещь пропала или испорчена
Если вы сдали вещи на хранение, а потом обнаружили, что их потеряли или допустили, чтобы они испортились, первым делом необходимо написать претензию в адрес руководства заведения. Опишите ситуацию как можно более подробно и сразу укажите, какую компенсацию вы хотели бы получить. Главная проблема в этой ситуации – определить стоимость вещи. Хорошо, если у вас сохранились чеки, квитанции на ее покупку, в таком случае будет легко оценить ее стоимость. Претензию подготовьте в двух экземплярах. Один останется у вас, на нем должны проставить дату и подпись ответственного лица, еще лучше – печать (при наличии).
Ответить вам должны в течение 10 дней. Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в суд и через него требовать компенсацию. К пакету документов приложите копию своей претензии, а также имеющиеся свидетельства вашей правоты (фото-, видеозаписи, если есть, показания свидетелей, чеки на вещи, и так далее). Как показывает судебная практика, закон часто встает на сторону потребителей. Возможно, уже сама ваша готовность решать вопрос в суде подтолкнет администрацию заведения к тому, чтобы пойти навстречу и уладить дело в досудебном порядке.
Приходя в ресторан или театр, мы чаще всего сдаем верхнюю одежду и крупные сумки в гардероб. Некоторые магазины по-прежнему просят оставлять пакеты и шоперы в специальных шкафчиках на входе. И во всех ситуациях нас предупреждают, что «администрация не несет ответственности за оставленные вещи». Предполагается, что за ценностями посетители должны присматривать сами. Кто и за что на самом деле несет ответственность? Поясняют эксперты отдела Защиты прав потребителей Роскачества.
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()