Сегодня о новых возможностях использования природного газа мы беседуем с руководителем инвестиционного проекта, членом Общественной палаты Брянской области Шустеровым Дмитрием Михайловичем.
— Дмитрий Михайлович, на Брянщине вы широко известны прежде всего как общественный деятель, кандидат политических наук, эксперт в области избирательного законодательства, и при этом у вас получается руководить проектами в сфере производства. Расскажите об этом подробнее.
— Чем бы я ни занимался, критерий один: должна быть польза для людей. Сегодня поговорим о газе. Природный газ, или метан, достался нам от природы, он является одним из самых важных ископаемых видов топлива для человеческого общества. Впервые люди начали использовать его ещё до нашей эры, причем произошло это на территории современного Китая. Неоспоримые плюсы этого энергоресурса в его экологичности. Это безопасное и чистое горючее, при его сгорании образуется большое количество тепла и незначительное количество сажи и отложений. Благодаря этому свойству, в настоящее время большинство наших жилищ отапливаются метановым газом, мы готовим на нем пищу, нагреваем воду и т.д.
Несколько десятилетий назад люди задумались над тем, как эти полезные и уникальные свойства природного газа применить в автомобильном мире, чтобы сделать возможным его использование в качестве топлива для легковых и грузовых автомобилей. Ведь проблема загрязнения окружающей среды и воздуха в городах стоит очень остро, а львиную долю этих проблем создает большегрузный транспорт, сжигающий неэкологичное тяжелое дизельное топливо.
— Дмитрий Михайлович, ведь сейчас на наших дорогах довольно много газовых заправок, но на них заправляются в основном легковые машины. А что же грузовики?
— Да, вы правы. Для легковых машин решение было найдено, и в качестве газомоторного топлива широко начали использовать сжиженные углеводородные газы, а именно пропан и бутан. Это газы, которые выделяются попутно при добыче нефти и имеют температуру сжижения -43 градуса для пропана и 0 градусов для бутана. Но экологичность этого топлива имеет ряд вопросов, да и использование его для большегрузного транспорта распространение не получило. Чего не скажешь о метане. Ещё в конце прошлого века на наших дорогах стали появляться грузовики и автобусы с красными баллонами, использующие метан в качестве топлива, и специальные заправочные станции АГНКС. Речь идет об использовании компримированного или сжатого природного газа. Минусом этого подхода был прежде всего тяжелый вес металлических баллонов, которые должны были выдерживать давление 200 атмосфер, и небольшое количество топлива, которое помещалось в этих баллонах, что ограничивало дальнобойность поездки. Необходимо было найти более оптимальное решение.
Попытки сжижать природный газ предпринимались людьми уже в первой половине XX века. При сжижении метан уменьшается в объёме в 600 раз, а с учетом его удельного веса получается, что один килограмм сжиженного метана — это примерно 1,3 кубических метра топлива в газообразном состоянии. Ресурс мотора увеличивается вдвое по сравнению с дизельным топливом, а стоимость поездки дешевле на 40-45%. Согласитесь, замечательные показатели, особенно для коммерческих перевозок. Однако сложность заключалась в том, что температура сжижения метана составляет -163 градуса! Да, возможность охладить газ до такой температуры, чтобы он перешел в жидкое состояние, существует, но вот удержать его холодным, чтобы хранить, перемещать и использовать, казалось до последнего времени непосильной задачей.
Тем не менее, научное развитие не остановить. Сегодня в нашем распоряжении есть и эффективные технологии сжижения природного газа, и удобные технологичные криогенные ёмкости для его хранения, и современные автомобильные моторы, работающие на сжиженном природном газе. Компания «Нефтегазовые инновации» является научно-производственной организацией, осуществляющей инжиниринг предприятий по производству сжиженного газомоторного топлива. И один из таких заводов будет построен в Брянской области уже в следующем году. Площадка уже выбрана, сейчас ведутся проектные работы. Это инвестиции в экономику региона, рабочие места, налоги, а главное – вклад в чистый воздух, в здоровье нас сегодня и наших детей завтра. Поэтому я принял предложение стать руководителем этого проекта на Брянщине. Благодаря грамотной политике губернатора Брянской области Александра Васильевича Богомаза в области выстроена эффективная система поддержки инвесторов. Поэтому в успехе нашего проекта у меня нет ни малейшего сомнения.
— Спасибо, Дмитрий Михайлович, за уделенное время. Мы будем следить за дальнейшей реализацией этого важного для Брянщины начинания и за вашими личными успехами.
Дмитрий Шустеров: «Экология прежде всего!»
|
Общество
В Брянскую область идет топливо будущего.
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()