— Здравствуйте, Алексей Александрович в прошлый раз в интервью мы затрагивали ситуацию в промышленности нашего района, и Вы высказали мнение о том, что происходит и как можно было бы исправить положение в этой отрасли. Нам показался интересным Ваш взгляд на ситуацию, и сегодня хотелось поговорить об экономике в целом. Что вы можете сказать об этой отрасли района в целом?
— Здравствуйте, если говорить в целом, то глобально экономика Дятьковского района прошла похожие этапы деградации, что и вся экономика региона и страны после распада СССР и введения тех макроэкономических параметров, которые к нам применила гайдаро-чубайсовская команда. Так, из-за абсолютно неприемлемой для развития и конкуренции налоговой и кредитной системы большая часть крупных промышленных предприятий и высокотехнологичных отраслей была просто обречена. В прошлый раз я уже говорил, что при такой ставке НДС, которую сегодня повысили аж до 20 процентов, кредитных ставках для производства просто физически невозможно создавать сложную продукцию. Подобная экономическая политика обрекла нашу страну на роль сырьевого придатка мировой капиталистической системы.
На экономике Дятьковского района все это сказалось крайне отрицательно, ведь в советское время район был промышленной жемчужиной области. Один за другим промышленные гиганты начали либо закрываться, либо сокращать номенклатуру и количество производимых товаров, что в свою очередь привело к резкому скачку безработицы и оттоку людей. Особенно тяжелая ситуация сложилась в так называемых моногородах, таких как Старь, Бытошь или Любохна, которые в принципе позиционировались как обрамление имеющимся предприятиям. Наряду с этим высокие цены на нефть вызвали рост торговли, что закономерно. Ведь при упомянутых мной выше параметрах основные денежные потоки курсируют в сырьевом секторе, производящем продукт, который далее продается за рубеж и возвращается в виде нефтедолларов и бюджетов сырьевых компаний. Эти деньги и формируют покупательную способность населения и перераспределяются путем покупки дешевых товаров широкого потребления, поступающих в торговые сети из-за рубежа. Эта схема была жизнеспособна до обвала цен на энергоносители, однако сегодня, как мы все видим, функционирование ее под большим вопросом.
В итоге, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что за последние 30 лет Дятьковский район потерял большую часть своего промышленного и экономического потенциала, который с 2000 по 2014 год частично компенсировался ростом торговли и сферы услуг в районе, вызванным высокими ценами на энергоносители, однако сегодня и эта отрасль экономики стремительно скукоживается. Таким образом, экономическая ситуация крайне тяжелая, требующая скорейшей системной работы от исполнительной власти и депутатского корпуса.
— Вы подробно описали довольно тяжелую ситуацию, как говорится, диагноз поставлен, но что Вы можете ответить на извечный вопрос «Что делать?»
— В формате интервью, конечно, невозможно представить подробную программу вывода района из кризиса, но если кратко и очень обобщённо, то, во-первых, не популистский, а реальный комплекс мер должен быть рассчитан на 5 лет. Эти меры и решения должны быть разделены на два больших направления. Первое – это поддержка и развитие имеющихся предприятий, второе – формирование новых субъектов экономики. Так как я в ближайшее время планирую встретиться с руководителями основных предприятий района и обсудить с ними проблемы и перспективы их компаний, то позвольте вопрос помощи и мер поддержки имеющихся бизнес-субъектов я прокомментирую позже. Кратко остановлюсь только на том, что, как минимум, с участием главы района и депутатского корпуса должен быть сформирован экономический совет, в который необходимо включить руководителей ведущих предприятий. Задача этого органа — обеспечение обратной связи и постоянного взаимодействия власти и экономического сектора. Снятие административных барьеров и оказание своевременной помощи имеющимся предприятиям со стороны власти, ведь в условиях кризиса это сверх необходимо. Если хотите, я считаю, что каждый депутат района ежедневно должен работать на успех имеющихся предприятий, ведь именно они дают рабочие места избирателям.
А вот на создании новых предприятий я остановлюсь чуть подробнее. Для начала нужно провести подробную ревизию района, целью которой должно стать создание инвестиционных площадок, упор должен быть сделан на предприятия, ориентированные на добычу ресурсов либо занимающиеся производством, в котором влияние НДС не носит такого пагубного характера. Каждая площадка оформляется в готовый инвестиционный проект, в котором должны быть проработаны все детали – от логистики до рынков сбыта для продукции будущего предприятия. По сути, сегодня власть в районе должна взять на себя часть функций бизнес-планирования, а также заняться устранением всех незаконных барьеров и максимально способствовать приходу в район предпринимателей. Ещё в планировании подобных площадок необходимо учитывать их синергию с предприятиями, находящимися в районе. В наших условиях не стоит плодить дополнительных конкурентов нашим предпринимателям.
Следующим шагом после запуска инвестиционных площадок через 2-3 года, когда новые предприятия выйдут на проектную мощность, необходимо инициировать запуск производств, которые могут быть завязаны в производственную цепочку с ранее созданными добывающими площадками. Здесь также имеет смысл рассмотреть возможность построения и госпредприятий, дабы компенсировать изъяны глобальной экономической системы нашей страны за счет положительных сторон госсектора, которые востребованы в условиях кризиса. Отмечу также, что прибыль госпредприятий может быть направлена в бюджет района, что существенно улучшит общей социально-экономический фон, позволит увеличить финансирование медицины и образования и выполнить указы президента не на бумаге, а в жизни.
Одновременно с этим необходимо работать на менее масштабных направлениях, район должен всячески перетягивать на себя региональные финансовые потоки. Так, для примера можно привести ту же самую отрасль туризма. Я считаю, что при довольно пассивной работе региональных ведомств в этой сфере депутаты района должны сами взять инициативу в свои руки. Как известно, наш регион внес неоценимую лепту в победу в Великой Отечественной войне, а в Дятьковском районе было одно из самых сильных, если не самое сильное партизанское движение, не зря второе название города – Партизанск, и нам есть что показать людям. Так вот, мы сами должны инициировать создание туристического маршрута из той же Москвы и Калуги в Брянскую область на выходные дни. Для этого наши депутаты и исполнительная власть должны совместно с областными структурами подготовить проект маршрута, представить его на туристических площадках в Москве, а учитывая административный ресурс Ростуризма, это не сложно и, поверьте мне, огромное количество туроператоров будут готовы привести сюда москвичей и калужан. И вот такая работа должна идти по всем возможным точкам роста каждый рабочий день.
В итоге, я уверен, что за следующие пять лет в Дятьковском районе реально создать от трех до пяти тысяч рабочих мест, а бюджет района сделать если не профицитным, то, как минимум, вывести его на нулевой баланс между доходами и расходами, но это с учетом увеличения социальных расходов.
— Алексей, Вы несколько раз, отвечая на вопрос, подчёркивали важность работы депутатского корпуса и исполнительной власти, а как Вы считаете, сегодняшнее руководство района способно на это?
— Если брать исполнительную власть, то, думаю, да, тем более, что насколько я знаю, глава района Павел Валяев работал в производстве, имеет большой управленческий опыт. Однако, чтобы исполнительная власть, так скажем, более активно работала, необходим сильный депутатский корпус, опирающийся на народ. Думаю, сегодня как областная Дума, так и Дятьковский районный Совет остро нуждаются в обновлении и в притоке свежих людей.
Краткая справка.
Воробьев Алексей Александрович. Общественный деятель. Родился в 1988 году в семье военнослужащего. Закончил Ярославскую Военную Академию по специальности «Финансы и кредит». Далее с 2010 по 2013 год проходил военную службу в структурах Министерства Обороны РФ. Уволен по оргштатным мероприятиям в связи с реформой, проводимой А. Сердюковым. В настоящее время является предпринимателем, главным редактором ряда СМИ в Брянской области.
Комментарии ()