вторник, 26 ноября 2024

ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ

| Общество
Зачем сегодня нужно возрождать советские заводы?

Такой материал опубликовало в номере 29 от 17 июля 2019 года издание «Аргументы и факты-Брянск».

МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО В ВЕК ПОСТМОДЕРНА, ЦИФРОВИЗАЦИИ И РОБОТИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕ НУЖНО И НЕ ПРИБЫЛЬНО, ВОВСЕ НЕВЕРНОЕ. ТАК СЧИТАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-ПРОМЫШЛЕННИК СЕРГЕЙ ГОРЕЛОВ.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В СТАДИИ БАНКРОТСТВА

Киров — небольшой городок в соседней Калужской области, знаменитый своим чугунолитейным заводом. По всей России — от Калининграда до Камчатки — владельцами коттеджей ценятся кировские котлы, тяжеленные, но недорогие, неприхотливые и надёжные — служат десятилетиями. А вот кировские чугунные ванны уже стали забывать — завод «сдулся», обанкротился и остановил производство.
Логика неизбежного разорения старых советских предприятий известна: «Они не эффективны и производят ненужное, не вписались в рынок». Действительно, как тут конкурировать с хайтеком, если завод работает по технологии XVIII века — литейный цех с печами-вагранками действовал на Гусевском заводе Баташева с 1794 года.
Но… Но над искрогасителями вагранок разорившегося Кировского завода вдруг появился дым, а на административном здании появилось объявление о наборе сотрудников.
— Теперь жить можно, — говорит кассир супермаркета в Кирове, — когда завод стоял, нам хозяева наши намекали, что пора готовиться к закрытию — выручки никакой, так, сидишь целый день без толку. А как заработал, рабочим зарплату выдавать регулярно стали, то и у нас продажи пошли.
— Вы гляньте на площадь, — перебивает её коллега, — раньше пустая была, а теперь — вон сколько машин припарковано. Как зарплаты заводчанам платить стали, так многие машины в кредит взяли. Раньше-то даже у кого машина была, и то особо не ездили — денег-то нет, чем заправить?
Неужели один завод, находящийся в стадии банкротства, может изменить экономическую ситуацию в целом городе? На этот вопрос очень эмоционально отвечает бодрый пенсионер-покупатель, охотно присоединившийся к беседе: «Да когда на День Победы заводчане на демонстрацию вышли, тут-то и видно стало — там же полгорода работает. У них колонна была — ого-го! Больше, чем все остальные вместе взятые. И всем же платят регулярно, и побольше, чем в какой-нибудь конторе. А они что? А они деньги тратят, покупают что-то. Ну, получается, весь Киров за их счёт живёт».

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МИРОВОГО УРОВНЯ

Брянский предприниматель Сергей Горелов с удовольствием показывает продукцию возродившегося завода. Одни отливки крупным оптом забирают железнодорожники Европы и Азии, другие заказывают из всех регионов России. Оказывается, архаичное производство может быть конкурентоспособным, — делает вывод корреспондент «АиФ-Брянск» Евгения ПЕТРОВСКАЯ
— Мировая экономика, может быть, и цифровая, но производство в ней всё равно индустриальное, — поясняет Горелов. — Только полностью оторванный от жизни человек может заметить в вагоне поезда Вай-фай, но не заметить чугунные детали. Более того, без интернет-доступа поезд всё равно поедет, а вот без чугуна — нет.
Но если старые заводы могут выпускать продукцию, востребованную в мире, отчего же они разоряются? Сергей Иванович уверен, что дело не в технологиях, а в менеджменте. Например, тот же Кировский завод отливал только ванны и теплообменники котлов. Спрос упал — производство остановилось. Но ведь рос спрос на другие изделия из чугуна. Однако маркетологи это почему-то не заметили. А нужно было всего лишь немного перестроиться и начать выпускать то, что требовал рынок.
— Мне больно смотреть, что случилось с чугунолитейным заводом в Любохне — там теперь и цехов не осталось. А он мог бы работать, модернизироваться, расширяться. И это же касается каждого завода Брянской области, который или уже обанкротился, или близок к разорению. Каждый из них может начать работать, приносить прибыль, гарантировать работу и стабильную зарплату сотням людей. И для того, чтобы заводы ожили, не нужно каких-то невероятных чудес или безумных вложений.
Модернизация производства — тоже задача посильная, не требующая колоссальных одномоментных инвестиций. На том же Кировском заводе Горелов начал не с установки новых линий, а с улучшения условий труда — запустил отопление холодных до того цехов, поменял систему освещения, сделал комфортные душевые. И только после этого началась подготовка к установке новых литейных линий.
— Конкурентоспособность начинается с людей. «Сначала нужно создать достойные условия работы, обеспечить достойную зарплату, — говорит Горелов, — и тогда можно рассчитывать, что на заводы придут профессионалы».

ЗА ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ — БУДУЩЕЕ



Карьеру свою Сергей Горелов начинал слесарем-инструментальщиком на Людиновском тепловозостроительном заводе, продолжал на Брянском машиностроительном. В 90-х он создал свою первую компанию – «Локомотив дизель сервис», которая успешно существует и по сей день. Сейчас Горелов поднимает Кировский завод, но надеется, что и в Брянской области — в Дятьковском районе, как минимум, — удастся запустить несколько умирающих предприятий, оживив заодно и градообразующие посёлки.
— Я вижу эти возможности, и я работаю в этом направлении, — говорит Горелов. — Но мой опыт — не уникален, точно так же может вести дела каждый руководитель или собственник предприятия. Иногда нужно просто помочь ему советом, подсказать направление. И когда несколько производств пройдут путь от депрессии до успеха, это станет трендом, ведь каждый бизнесмен заинтересован в получении максимальной прибыли.
Сергей Горелов уверен, что развитие индустриального производства — это не вчерашний день, а верный путь:
— Банкротство в привычном нам виде — это игра с нулевой суммой: остановили завод, распродали его по частям, поделили полученные копейки между кредиторами. Польза разовая, да и то сомнительная. Но стратегически это полное поражение: ликвидировано производство, люди лишились работы. Целые города умирают в этом случае.


Реклама1
Необходимо авторизоваться, чтобы написать комментарий.

Комментарии ()

    Реклама
    mvg
    27 марта 2023, 18:29
    1
    iskander_i
    11 мая 2018, 12:28
    1
    iskander_i
    10 апреля 2018, 14:01
    1
    9 20