Согласно сведениям, озвученным Счетной палатой, количество сельских школ в стране в последние годы сократилось с 46 тысяч до 24 тысяч. В среднем каждый день в стране закрывали 3-4 школы. Этот процесс российские чиновники назвали «оптимизацией». Школы закрывали под предлогом их «неэффективности» и прикрывались знаменитым постановлением «Об изменениях в отраслях социальной сферы и повышении эффективности образовательных учреждений». Оно было принято 30 апреля 2014 года правительством России.
Алгоритм действий был простым: региональная власть признает учебное заведение неэффективным и его быстренько ликвидируют.
И вот, уже в 2019 году, на заседании Комиссии по контролю над реализацией предвыборной Программы «Единой России» Дмитрий Медведев заявляет: «Еще какое-то время назад была точка зрения, что лучше их все закрыть (речь идет о сельских школах), накупить автобусов и возить всех в крупные школы в разных местах. Но люди ими очень дорожат. Для жителей села это что? Закрывают школу – значит, нет смысла тогда здесь воспитывать детей, и конец деревне. Поэтому надо обязательно за этим смотреть».
Наконец-то за 5 лет дошло, что те деревни, где закрыли школы, вымирают очень быстрыми темпами. Теперь чиновники одумались, и у них появилось желание школы возродить. Но внезапно обнаружилась новая проблемка: кому в школах будет учить детей? Учителей не хватает даже в городах, не говоря уже о сельских школах.
После закрытия школ кто-то ушел на пенсию, а кто-то, сокращенный, нашел свое применение в других сферах и за копейки возвращаться работать в образование уже не готов.
Дело в том, что после принятия президентом «майских указов», где провозглашалось о скором росте зарплат в образовании, прошло уже более 7 лет. Как вы понимаете, давно пора бы уже отладить все механизмы и наладить все процессы, связанные с оплатой труда российских учителей. Но здесь полный…
Наши власти отчитываются о довольно высокой средней зарплате. Но как они ее высчитывают, никто не понимает.
Правда, иногда даже в Госдуме пытаются с зарплатой учителей разобраться. Вячеслав Никонов, возглавляющий в Госдуме Комитет по образованию и науке, констатирует, что «на днях Росстат дал статистику зарплаты работников сферы образования, согласно которой у четверти из них заработок меньше 15 800, а у 7% — ниже МРОТ. Необходимо сформировать совместно с регионами «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при работе на одну ставку в размере не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона, ее фиксацию в трудовых договорах с каждым учителем. Если у регионов средств на это не хватит, значит, нужно оказать им финансовую поддержку».
Непонятно, правда, почему учителю гарантируют только 70% за его ставку. Логика тех же «майских указов» говорила о 100%. А вот если учитель работает больше ставки, значит, и получать должен больше.
Но нет! Денег на такое «жирование» учителей в бюджете, похоже, нет.
Вот и сейчас ставка учителя высшей категории чуть выше минимальной оплаты труда. А по отчетам все прекрасно. Но многие-то видят, что средняя зарплата учителей по регионам всегда растет, а люди получают на порядок меньше.
Вот и уходят из образования специалисты. Уходят куда угодно: в бизнес (как призывал Дмитрий Медведев), на пенсии, в репетиторство. Назад в школы ушедшие, как правило, уже не возвращаются. Здесь за мизерную зарплату надо не только вести кучу уроков и нести ответственность (вплоть до уголовной) за жизнь и здоровье детей, но и заполнять массу всевозможных бумаг, которыми заваливают преподавателей вышестоящие отделы и департаменты образования.
Тем временем в стране скоро счет вакансий перевалит за сотню тысяч, и оставшиеся учителя не смогут собой закрыть эти бреши.
Л.Статычнюк, учитель высшей категории
Комментарии ()