воскресенье, 22 декабря 2024

Как организовать режим дня школьника правильно?

| Общество
Очень важно в повседневной жизни школьника соблюдение режима дня, что особенно актуально для первоклассников. Если Вы заметили, что Ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, постарайтесь правильно организовать его режим. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, повышенную возбудимость Вашего ребёнка и сохранит его трудоспособность в течение дня.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.



Организация сна
 У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает так называемый «быстрый сон», от этой стадии сна зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % .
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки: прогулка, чтение и т. п. Кровать у ребёнка должна быть ровной, непровисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часов, 5–7 классы — 9,5-10 часов, 6–9 классы — 9–9,5 часов, 10–11 классы — 8–9 часов.
Так как учебный процесс является существенной нагрузкой на организм ребёнка, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью не менее 1 часа в целях минимизации адаптационного периода школьников к новой учебно-воспитательной среде, а также сохранения их здоровья. Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность.

Рабочий стол
Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от ребёнка. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур. Во время занятий письмом и чтением наклон рабочей поверхности плоскости стола должен составлять 7 — 15°.
При размещении ребёнка за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.




 Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка. После окончания учебных занятий в школе для восстановления работоспособности детям перед выполнением домашних заданий необходимо организовать отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится прогулкам на свежем воздухе.




Подготовка домашних заданий
При выполнении детьми домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:
— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— очередность выполнения домашних заданий проводить по усмотрению ребёнка, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для него;
— предоставлять ребёнку возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определённого этапа работы;
— проводить «физкультурные минутки» длительностью 1 — 2 минуты.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

                           Заместитель начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области



                               в Дятьковском районе и городе Сельцо  А. Семак


Реклама1
Необходимо авторизоваться, чтобы написать комментарий.

Комментарии ()

    Реклама
    mvg
    27 марта 2023, 18:29
    1
    iskander_i
    11 мая 2018, 12:28
    1
    iskander_i
    10 апреля 2018, 14:01
    1
    9 20