В первую очередь, этикетка даёт нам возможность убедиться в том, что перед нами действительно продукт из 100% винограда, а не из воды, спирта, сахара и ароматизаторов. На полках сейчас достаточно много товаров внешне похожих на вино напитков. Бутылка, этикетка, а для газированных напитков еще и специальная фольга и проволочка-мюзле на горлышке — всё намекает нам, что перед нами продукт из винограда.
Только надпись «вино», «вино игристое» или «вино креплёное» гарантируют, что это действительно настоящий виноград. Ни для каких других напитков из фруктов, с добавлением спирта или красителей, термин «вино» или «винный» по закону теперь недопустим. Даже модные нынче «безалкогольные вина» должны быть полностью сделаны из виноградного вина, из которого по сложной технологии удалили весь алкоголь. Все остальные продукты должны иметь специальную маркировку «Продукция не является вином».
Для вина, полностью произведённого из винограда, выращенного в России, принят термин «Вино России». Такая надпись сама по себе не говорит о регионе происхождения винограда. Например, виноград выращен и переработан в Дагестане, вино наливом приехало на Кубань и там уже было разлито в бутылку. На таком вине написать «регион происхождения — Кубань» нельзя.
Если хотите быть уверены в том, что вино полностью сделано из винограда Крыма, Кубани, Дона или Дагестана, ищите надпись «Вино защищенного географического указания (ЗГУ)», после которой следует название региона.
На Кубани и в некоторых других винодельческих регионах есть и более точные указания места происхождения. Например, вино защищенного географического указания Кубань, Анапа сделано не просто из краснодарского винограда. Сырьё для него выращено, а вино произведено и разлито именно на территории города-курорта Анапа. Аналогичная ситуация с защищенным географическим наименованием Дагестан, Дербент и так далее.
Как правило, для недорогих вин могут использовать виноград или вино наливом, привезённое из других регионов, вина более высокого класса производятся и бутиллируются, не покидая своей «малой родины».
Важно отметить, что регион происхождения винограда дополнительно указывается на контр-этикетке вина крупным шрифтом (не менее 12 кегля).
Многих интересует сортовой состав вина. Если с сортовыми винами всё просто – на лицевой части этикетки пишут название сорта (при этом, допускается до 15% содержание других сортов винограда), с винами из многих сортов (ассамбляжными) ситуация посложнее. На этикетке будет написано «Вино России полусладкое красное». Но в новом законе производителей обязали писать на контр-этикектке все сорта винограда, предоставляя покупателю полную информацию.
Также значение при выборе вина может иметь год урожая. Его обычно пишут на лицевой части этикетки. Важно отметить, что если для дорогих вин «ресторанного класса» почтенный возраст может быть «плюсом» — вино развивается в бутылке и становится интересней, то для недорогих вин из магазина работает принцип «чем моложе, тем лучше». Это связано и с технологией производства недорогих вин, и с особенностями укупорки (обычно используются недорогие пробки, которые хуже подходят для длительного хранения вина). Не нашли год урожая на основной этикетке – переворачивайте бутылку, там точно будет всё указано крупным шрифтом.
На лицевой части этикетки производитель также должен разместить информацию о содержании сахара и алкоголя в вине.
По закону, вино может содержать от 7,5 до 18 процентов алкоголя. Некоторые производители пишут не точное содержание, например, 12,5%, а диапазон, например, 12-13%. Закон такую маркировку допускает, поскольку у крупных производителей может встречаться ситуация, когда одно и то же вино из разных партий может немного отличаться по содержания алкоголя. При этом, этикетки печатают сразу на весь объём производства. Чтобы не вызвать замечания проверяющих, пишут интервал. У небольших производителей вина достаточно высокого уровня такая маркировка встречается реже. Содержание алкоголя в креплёных (ликерных) винах допускается на уровне от 12 до 22%.
Чтобы более наглядно представить себе сладость, можно вспомнить, что в одной чайной ложке сахара примерно 5 г. В бокале полусухого вина (150 мл) будет максимум – чуть больше половины ложечки, в сладком – не меньше полутора ложек. Если выпить 2-3 бокала — уже немало.
В креплёных винах сахара может быть ещё больше – до 120 г в обычных крепленых и до 350 г в десертных. Никакого сахарного сиропа не надо.
У игристых вин свои понятия о сладости. В «экстра-брюте» сахара может быть больше, чем в сухом вине – до 6 г, а в брюте — до 15 г (почти как в полусухом вине).
Пару слов о выдержке вина. Если вино было произведено и продаётся в тот же год, когда собран урожай, оно «молодое». Если разлито по бутылкам и продаётся после 1 января следующего за годом урожая годом – оно «ординарное» (это не про качество, а только про выдержку, и «ординарные» вина бывают вполне выдающимися).
Если вино провело на выдержке перед розливом:
6 месяцев – «выдержанное» (для креплёных вин – 12 мес);
18 месяцев – «марочное» (для креплёных – 24 мес).
Если вино дополнительно созревало 36 месяцев после того, как его разлили в бутылку, оно «коллекционное».
Для игристых вин и российского шампанского:
«Игристое вино выдержанное» — не менее 6 месяцев (не обязательно в бутылке, можно в ёмкости — акратофоре);
«Российское шампанское выдержанное» — не менее 9 месяцев в бутылке;
«Российское шампанское коллекционное» — не менее 36 месяцев в бутылке.
Производитель может также помещать на этикетку другие слова и термины, например, «резервное», «отборное» и так далее, но к выдержке этого вина эти термины никакого отношения не имеют.
Этикетка – это настоящий «паспорт» продукта, который может очень многое рассказать о его происхождении и качестве. Особенно после вступления в силу первого за 100 лет российского закона «О развитии виноградарства и виноделия в России». О том, как правильно читать этикетку российского вина, рассказывают эксперты «Винного гида России» Роскачества.
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()