Детство и отрочество должны стать
школой воспитания доброты,
человечности, трудолюбия
В.А. Сухомлинский
«Человек начинается с детства!»- писал известный писатель С. В. Михалков. И это действительно так. Именно в детстве происходит посев добра, трудолюбия, интеллекта, умения преодолевать трудности, заниматься любимым творчеством. Ребёнок не рождается с готовым характером, он воспитывается в семье, где существуют семейные традиции, передающие детям опыт, мудрость, любовь и заботу.
Эти традиции имеют большое воспитательное влияние благодаря тому, что они повторяются и создают стиль жизни.
Распорядок дня, обязанности членов семьи, семейные праздники, трудовые будни — всё скажется на формировании убеждений, привычек, образа и смысла жизни.
В этом я убедилась ещё раз, когда предложила ученикам 6 класса тему сочинения «Любимый уголок природы». И неожиданно для себя при чтении работ девочек — тройняшек Лолоковых Даши, Алины, Маши узнала (одна из них писала об этом), как мудрые родители, бабушка приобщают девочек к труду, работе на земле — кормилице.
Лолокова Даша пишет: «Мой любимый уголок природы – небольшой участок нашего большого огорода. У каждой из сестер есть свой участок земли, место, на котором мы всё лето старательно выращиваем овощные и ягодные культуры, ухаживаем за плодовыми деревьями. Осенью каждая из нас показывает, что вырастила, каков урожай овощей и ягод. Родители определяют лучшего садовода этого лета и вручают награду.
Это может быть рабочий инструмент, новое растение, удобрение.
В этом году я планирую собрать ещё больший урожай овощей, снова победить и получить приз...» (фрагмент).
Какая прелесть чистого, простого, чудесного и такого важного детского труда! Какая невинная радость приобщения к работе на земле!
Прочитав эту работу, я решила побеседовать с девочками — тройняшками. Сколько же интересного они рассказали мне: как работают на земле, сколько собирают овощей и ягод, как ухаживают за клубникой и малиной. Я была удивлена: ведь передо мной стояли шестиклассницы… Но сколько они знают секретов огородников, как любят то, чем занимаются, как благодарны близким людям. И ведь девочки не только приучены к труду на земле, они учатся в школе только на «5», занимаются музыкой, танцами (школа «Грация»), всё и везде стараются делать только на «отлично». Они ответственны во всем, надежны, аккуратны и обязательны. Для этих девочек красиво жить — это трудиться, заниматься любимым делом, иметь четкий распорядок дня.
А ведь мы часто сталкиваемся с тем, что сегодня подростки не умеют элементарного: подметать, отжимать тряпку, копать, грести — я уже не говорю о работе на земле или походах в лес за земляникой или грибами. Кто виноват в этом? Конечно, мы, взрослые. Зато они очень привязаны к компьютерам, телефонам, планшетам.
Изучая биографии ученых, художников, писателей, мы видим, что все замечательные люди любили трудиться, творить, что- то создавать. Они понимали, что жизнь — это труд, радостный и напряженный. Сколько мы знаем имен тех, кто своим трудом, любовью украшал природу! Уверена: тот, кто охраняет природу, сажает цветы и деревья — тот, как правило, сочувственно относится и к людям.
Вспомним, как душа Чехова наполнялась гордостью, когда он видел, что берёзка, посаженная им, зеленеет, когда слышал, как шумит молодой лес, посаженный его руками, а в Таганроге он вырастил виноградник, в Мелихове — около 1000 вишнёвых деревьев, засеял голые участки елями, клёнами, вязами, соснами и дубами.
А.И. Куприн воспринимал труд в природе как красоту и творчество.
Когда-то поэт Владимир Солоухин, увидев в городской сутолоке человека, несущего на плече для посадки березку, обращается к себе:
Время и пороша ляжет белая,
Время-ливень вымоет траву...
Что-то я не то чего-то делаю,
Что-то я неправильно живу!
Эти слова поэта заставляют нас задуматься: а всё ли делаем так, как необходимо, анализируем ли свои поступки, дела, подходы в воспитании детей? Думаю, не всегда! А стоило бы остановиться и задуматься!
Недавно на канале «Культура» я услышала из уст одного профессора на предложение назвать 3 компонента счастья следующее:
1). Вера (религия).
2). Дом, семья.
3).Работа.
Я солидарна с тем, что сказано, но была удивлена: почему сначала вера? Потому что она помогает жить в гармонии и мире с близкими, родными, другими людьми. Без неё нельзя достичь духовности и покоя в душе.
Там, где не воспитывается привычка к труду, как правило, дети, сворачивают с правильной дороги. А трудолюбие, воспитанное родителями с детства, прессуется в судьбу.
Уважаемые родители!
Не упустите золотую пору детства, которую переживают ваши дети!
Приобщайте детей к труду, и вы увидите плоды своего воспитания.
Помните слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё, усвоенное в детские годы».
Ландарская В. М., учитель ДСОШ №3
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
|
Культура
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()