Знакомо ли вам имя Сол Юрок? Думаю, не многие могут этим похвастаться. А между тем уроженцу Погара Брянской области посвящали стихи Евгений Евтушенко и виолончелист Ростропович.
Иосиф Сталин лично просил его передать секретное послание Федору Шаляпину, он преспокойно проводил гастроли «красного» Большого театра в Америке.
Именно он «раскрутил» русский балет в США, открыл Айседору Дункан и Нуриева. Он победил американский расизм, сделав в 1958 году звездой первой величины чернокожую певицу Мариан Андерсен.
Соломон (так назвали его родители) родился 9 апреля 1888 года в семье лавочника И. Д. Гуркова. И, естественно, отец хотел видеть сына продолжателем своего дела. Однако тихая размеренная жизнь тогдашнего Погара была совсем не по душе молодому человеку. С детства он отличался умением чувствовать прекрасное. Его тянуло искусство. Мальчишкой самостоятельно освоил игру на балалайке, став, по собственному выражению, «худшим балалаечником в Погаре», но «на всю жизнь запомнил и полюбил за душу берущие народные песни».
Ему хотелось путешествовать, посмотреть мир, найти себя. И вот, получив от отца деньги на обучение торговому делу в Харькове, Соломон вместе с невестой Тамарой Шапиро в мае 1906 года оказался на противоположной стороне земного шара, а именно в Соединенных Штатах.
Что уже там произошло на таможне во время оформления документов, то ли таможенник так услышал, то ли сам Соломон захотел войти в новую жизнь с новым именем, но только на американскую землю он ступил Сол Юроком.
Имея в наличии три российских рубля в кармане и совершенно не говоря по-английски, новоиспеченный Сол Юрок открыл чистую страницу своей биографии.
Работал курьером, мыл бутылки, торговал в скобяной лавке. А вот карьера импресарио началась не совсем обычно. Молодой человек вдруг увлекся политическим активизмом и начал приглашать начинающих музыкантов участвовать в социалистических митингах, а впоследствии уже организовывал концерты для рабочих.
В 1910 г. Сол Юрок стал одним из учредителей Трудового лицея, в котором наряду с лекциями проводились и концерты. Потихоньку он обрастал знакомыми как среди музыкантов, так и среди небедных, увлеченных искусством американцев. У него появились куча нужных связей и возможность организовывать большие публичные концерты. Среди музыкантов, чьи выступления провёл Юрок в 1910-е гг., — Ефрем Цимбалист, Эжен Изаи и др.
В 1914 г. Юрок получил гражданство США. Сам вспоминал впоследствии: «Став импресарио, я первым делом подумал о далекой России». С начала тридцатых годов Сол Юрок стал неоднократно приезжать в СССР и «наводить мосты» культурных обменов. И ему было чем гордиться: Юрок первым показал американскому зрителю Федора Шаляпина, выдающуюся русскую балерину Анну Павлову, познакомил с Сергеем Есениным и Айседорой Дункан, пригласил в Штаты композитора Александра Глазунова.
Все это время он был просто одержим идеей приехать в родной Погар. Однако, несмотря на то, что был лично представлен В. Немировичем-Данченко И. Сталину, перемещаться по стране свободно не мог. Так он никогда больше и не увидел родных, которые разделили трагическую участь погарских евреев. 21 ноября 1941 года у бывшей цегельни они были расстреляны.
В годы второй мировой войны связи с СССР для Сол Юрока временно прервались.
Итак, 1950–е годы. Сол Юрок — самый известный импресарио в мире. О нем пишутся книги, снимаются фильмы.
С 1955 г. он налаживает новые культурные связи между нашими странами. Первыми с успехом выступили в Америке пианист Эмиль Гилельс и скрипач Давид Ойстрах. В 1959 году легендарный балет Большого театра приехал в Соединенные Штаты в девятинедельное турне.
В 1962 г. разразился Карибский кризис. В ответ на размещение США ядерных боеголовок в Турции, СССР разместил свои ракеты на Кубе. Мир был на грани атомной катастрофы. Сол Юрок, несмотря на это, с успехом провел гастроли балета Большого театра в Нью-Йорке, показав миру, что искусство выше политических споров.
В середине 1960-х годов Сол Юрок привез на гастроли в США сотни советских артистов и открыл десятки блистательных имен. В Америке побывал театр кукол Образцова, ансамбль «Березка». Благодаря ему было положено начало ансамблю «Россия». А все началось с того, что под впечатлением от выступления Людмилы Зыкиной с оркестром имени Осипова в 1968 году Юрок посоветовал ей создать собственный музыкальный коллектив.
Он выискивал таланты и открывал их миру совсем не ради денег или собственной славы, а ради самого таланта: «Если бы я был в этом бизнесе для бизнеса, я не был бы в этом бизнесе». Многие ли современные продюсеры могут сказать о себе такое?
5 марта 1974 года великий импресарио ушел из жизни.
В апреле 2018 года отмечается 130–летие со дня рождения маэстро импресарио.
Паршикова Е.Н., зав. сектором
Дятьковской центральной библиотеки
Маэстро импресарио
|
Культура
Всегда интересно узнавать о соотечественниках, снискавших мировую славу. Особенно если они твои земляки.
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()