пятница, 19 апреля 2024

Патриотами не рождаются, или Герои живут среди нас…

| Культура
27 ноября для кадетов пятого класса нашей школы старшие товарищи провели необычный урок. Разговор о том, что такое героизм, кого можно назвать героем и какие качества нужно в себе развивать, чтобы не смалодушничать в трудную минуту, оказался для пятиклашек интересным и актуальным. «Герои живут среди нас…» — так звучала тема этой встречи, и, конечно, проникновенный рассказ восьмиклассников о герое, имя которого носит наша школа – Иване Андреевиче Кашине – никого не оставил равнодушным. Маленькие кадеты слушали, что называется, открыв рот. А потом раздумья…О том, что такое подвиг, могу ли я его совершить..? И взахлеб – как кто-то спасал котенка, а кто-то помогал выносить вещи из сгоревшего дома, или история об аварии на трассе, и как с отцом спасали пострадавших.
Вот с этой секунды оно – патриотическое воспитание – и начинается! Раздумья о Родине, о своей роли в истории страны, об исторической памяти — самые важные минуты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни.
Да, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, формирования личности. И природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретной семье, друзьям, городу, улице. Но этой любви детей должны научить мы с вами, те, кто рядом, прежде всего, своими собственными поступками. Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники и даже воспитатели ясельной группы.
Конечно, сегодня много говорится и делается для того, чтобы понятие «патриот» не было пустым звуком. Но недостатком существующих практик патриотического воспитания является стереотипность форм организации коллективной жизнедеятельности, зрительская, то есть пассивная позиция обучающихся, недостаток целесообразного продуктивного взаимодействия с представителями старших поколений, яркими интересными людьми, прославившими страну, родной край.
Чтобы избежать формального подхода к проблеме и получить результат, важно сделать так, чтобы ребята были вовлечены в работу. Роль просто слушателей, зрителей, читателей им неинтересна. Современный человек подвержен мощному информационному потоку. Обретение своей позиции, оформление своих взглядов и возможность быть услышанным другими – важная потребность любого гражданина и юного в том числе. И тут уместны диалоговые формы работы, такие как дебаты, дискуссии.
В контексте патриотического воспитания дебаты могут вестись как на исторические темы (например, моделировать ситуацию принятия или непринятия решения об отступлении от Москвы в ставке М.И. Кутузова во времена Отечественной войны 1812 года), так и затрагивать актуальные вопросы современности (например, отношение молодых людей к воинской обязанности). Правильно выбранная тема разговора, грамотно составленные вопросы способствуют формированию морально-нравственного сознания подростков. В основе всех диспутов лежит технология импровизации, ведь дискуссия — это такая форма работы, которую трудно контролировать и удерживать в строго определенных рамках. Невозможно заранее предугадать, как пойдет разговор, в какую сторону он повернет в тот или иной момент. Но импровизация, с ее неожиданностью и внезапностью, дает возможность получать действительно высокие результаты. Она обладает поразительной способностью втягивать в разговор всех присутствующих, даже застенчивых и безразличных.
Другая идея для выбора инновационных форм патриотического воспитания учащихся сегодня обусловлена бурным развитием информационных технологий и средств коммуникации. Интернет, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера и прочие технические устройства становятся привычной частью жизни. Они интересны ребятам, активно используются, нередко с ними связаны увлечения, хобби их владельцев. И я хочу обратить внимание на возможности создания школьниками индивидуального или общего продукта с помощью этих средств. Таким общим продуктом может стать видеофильм или видеоролик социальной рекламы. Мои восьмиклассники очень увлеклись процессом создания видеофильмов. С удовольствием поучаствовали в районном конкурсе на лучший видеоролик антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе». Этот ролик разместили в социальных сетях. Его может использовать любой классный руководитель при проведении мероприятий, посвященных пропаганде здорового образа жизни. Возможно, кто-то из вас видел наше поздравление с Днем народного единства на каналах регионального телевидения 4 ноября. Гордость за свой край, искренние улыбки, горящие глаза не оставляют сомнений в том, что ребята делают все проникновенно, от души.  
 Создание видеофильма может стать красной нитью в поисковом или добровольческом проекте. Тогда коллективная работа школьников, встречи с интересными людьми, представление результатов поисковой или исследовательской работы, найденные фотоматериалы и воспоминания, отзывы, сочинения — все это и многое другое получит отражение в видеофильме. Обсуждение и создание видеофильма будет инициировать переживание ребятами патриотических чувств. Так получилось у нас с темой «Герои живут среди нас…». Сначала это была встреча с легендарным героем-земляком, имя которого носит наша школа – Кашиным И.А. Для ребят, тогда еще пятиклассников, это было настоящим потрясением – встретиться с героем, пожать ему руку, задать вопрос… И вот теперь уже восьмиклассники продолжают собирать по крупицам информацию о подвиге нашего героя, подготовили мероприятие для нынешних самых младших учащихся школы и планируют закончить фильм об Иване Андреевиче.
И еще об одной форме работы в этом направлении хочется сказать. Это фотография. Сегодня достаточно массовым становится увлечение этим делом у детей и взрослых. Это создает возможность для совместного творческого созидания детей и родителей и обуславливает применение форм фотовыставки, фотоконкурса, фотомарафона и других вариаций в целях патриотического воспитания. Такой фотопроект может иметь широкое воспитательное значение, если его адресатами станут не только школьники, но и общественность. Ведь тематическая фотовыставка может быть организована не только на базе образовательного учреждения, но и в любом другом формате.  Вот что получилось, например, из посещения выставки народного костюма Брянщины во время осенних каникул у моих ребят (фото). Их одухотворенные лица говорят сами за себя.
Родители обучающихся — особая категория партнеров. Понимая, что становление личности ребенка изначально происходит в семье, мы содействуем формированию духовной культуры не только детей, но и их родителей. В партнерских взаимоотношениях родители включаются в образовательную программу школы, получая педагогические знания и умения, осваивая приемы патриотического воспитания детей. С другой стороны, родители могут предложить свои усилия по передаче опыта семейных традиций. Такая двунаправленная работа педагога и родителей учащихся составляет суть партнерства в вопросах патриотического воспитания. Именно благодаря активному участию родителей, мы побывали в различных памятных местах района,  области и даже за пределами региона.  Ребятам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом.
Эмоциональное отношение учащихся к патриотическим мероприятиям — важный критерий качества воспитательной работы. Ни в коем случае нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно заинтересовать возможностью проявить свои таланты и способности.
Именно так и строится сейчас работа по реализации долгосрочного Федерального проекта «Мы вместе», где мои ребята зарегистрированы под номером 146 как команда «Прометей».
Основу любого проекта составляет активная, самостоятельная, творческая, исследовательская деятельность детей, поэтому мы сейчас полностью погружены в это дело, где каждый может реализовать себя в каком-то направлении – это и видеосъемка, и фотография, и художественное творчество, и дизайн, и актерское мастерство, и поисковая работа.
МЫ ВМЕСТЕ! — это проект Российского Союза Молодежи «Содружество», целью которого является развитие межкультурного взаимодействия в молодежной среде, формирование чувства гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
 Проект реализуется при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Федерального агентства по делам национальностей и Министерства просвещения Российской Федерации.
  Участниками Проекта являются добровольческие объединения (команды), состоящие из обучающихся общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций в возрасте от 13 до 17 лет ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (не менее 7 человек в команде), а также педагоги.
 Присоединиться к проекту вы можете до 1 марта 2022 года. Но чем позже вы зарегистрируете свою команду, тем меньше у вас будет времени на выполнение заданий.
 Команды, набравшие наибольшее количество баллов за участие в марафоне, приглашаются к участию во всероссийском фестивале учащейся молодежи «Мы вместе!».
      * * *
  В этом далеко не полном перечне инновационных форм патриотического воспитания учащихся необходимо обратить внимание на важность привлекательности, возрастного соответствия, интерактивности, продуктивности применяемых форм, поскольку действие, самостоятельная мысль, творческое видение инициируют нравственные переживания школьников, не позволяют им остаться равнодушными.
   Как вы уже поняли, воспитание гражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическая деятельность нашей школы по формированию у кадетов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
 Спектр мероприятий по патриотическому воспитанию у нас достаточно широк. Думаю, что вы согласитесь со мной: дух патриотизма живёт в нашей маленькой, но такой большой по делам школе. И прежде всего — в делах наших детей, в позиции учителей.
Современному обществу, как никогда, нужны патриоты —интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов. Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится,  если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали Великой Державой, невозможно дальнейшее развитие страны.
                                                      Учитель и классный руководитель Полежаева С.А.
Реклама1
Необходимо авторизоваться, чтобы написать комментарий.

Комментарии ()

    Реклама
    mvg
    27 марта 2023, 18:29
    1
    iskander_i
    11 мая 2018, 12:28
    1
    iskander_i
    10 апреля 2018, 14:01
    1
    9 20