– Сергей Иванович, как случилось, что паренёк из простой рабочей семьи создал крупное предприятие? С чего начался этот путь?
– Я родился в деревне, вместо детского садика – улица, мы были предоставлены сами себе. Затем переехали в город, отец работал строителем, мама – грузчиком на тепловозном заводе. Помню, как всей семьёй вставали в 4 утра и шли за хлебом, занимать очередь.Давали две буханки в руки.
Рос на книгах. И книгами о разведчиках и партизанах – про Кузнецова, про Ковпака – просто зачитывался. Именно они формировали первые самостоятельные представления о жизни, о Родине, о месте человека в мире.
Кем мечтал быть? Водителем, слесарем. И после школы выучился на слесаря механосборочных работ. Работать начал в 16 лет – выбора не было: умер отец, и я тянул всю семью.
– Трудно было?
– Вроде бы и трудно, но было открытое общение, единение, творчество. Все ругают идеологию, но в её рамках постоянно проходили какие-то мероприятия, слёты. Комсомол позволял создавать живую молодёжную культуру, наполнять жизнь полезными обществу делами и смыслом.
К тому же, тогда все были уверены в завтрашнем дне. Мы четко понимали, что будет завтра, послезавтра. Да, нельзя было ожидать взрывной карьеры, но, с другой стороны, тот, кто стремился учиться и работать на совесть, неизбежно рос профессионально и поднимался по карьерной лестнице.
Слесарь-инструментальщик, техник-технолог, начальник бюро – шаг за шагом. Затем Минтяжмаш предложил переехать в Брянск, возглавить отдел.
Это был хороший урок, и я его усвоил. Сейчас на нашем предприятии всё работает так же. Например, пришёл к нам сварщик. Но оказалось, что он смотрит чуть шире своих должностных обязанностей и готов тратить свои силы на улучшение процессов в цеху, заботиться об общем процессе. Сейчас он уже начальник цеха.
– Но после советской стабильности и предсказуемости грянули 90-е.
– Да, вдруг стало непонятно, как жить дальше, что там, в будущем. Ушёл с завода, открыл свою компанию. Занимались всем: мебелью, конфетами, парфюмерией, химией, но это по мелочам. Одно направление было основное – это то, чему учился, что делал на одном заводе, на втором, что знал досконально. Это тепловозы. И наша компания стала первой в Советском Союзе заниматься комплексным обеспечением предприятий, их подвижного состава запчастями, комплектующими. Но я же из рабочих, поэтому всегда хотелось создать своё производство.
В свое время мы выкупили Брасовский завод. Там – разруха, берёзы по 8 метров росли на крышах полуразрушенных цехов. Но взялись за работу, запустили, перепрофилировали. Вот это настоящее счастье – восстановить предприятие, дать ему новую жизнь, поднять его.
– Как случилось, что вы стали заслуженным создателем космической техники?
– Космос начинается на Земле. Для работы космодрома нужна железнодорожная техника – от обычных тепловозов до особых систем. И сначала мы начали обслуживать наши космодромы, поставлять необходимые запчасти. Оказалось, этого мало: нужно обеспечивать и совершенно уникальными изделиями. Причём уровень ответственности – величайший, никакие огрехи, ни по качеству, ни по срокам не допускаются.
Всё нужно делать оперативно, иногда в авральном порядке. И наш коллектив не подвёл, никого не приходилось уговаривать – все, как один, работали на результат.
За эту многолетнюю работу были отмечены многие наши сотрудники, несколько человек награждены орденами и медалями.
– Но вы связаны не только с космосом, а и с морем?
– Скорее, с океанами. И это тоже закономерно: дизели тепловозов и судовые дизели требуют одних и тех же компетенций.
Возникла задача – ремонтировать главные и вспомогательные судовые двигатели океанских судов. Кто-то должен был это делать. И мы взялись за эту работу. Пришлось создавать бригады, которые работали вдали от дома – в Пусане и в Шанхае. Мы были сертифицированы Морским Регистром, но, более того, заслужили репутацию: нашу работу всегда принимали с первого раза. Надёжность – это наше кредо, по-другому не работаем.
– Но как под эти серьёзнейшие задачи удавалось собирать команду?
– Через наши компании прошло очень много сотрудников, и когда люди приходили, я говорил одно: самое главное вам удержаться. Прийти на работу может каждый и со студенческой скамьи, и по рекомендации, и по знакомству. Но задержатся только специалисты. Вернее, даже не готовые профессионалы, а те, кто готов работать на результат, учиться и чувствовать ответственность за общее дело – такие станут специалистами высшей пробы.
Скажу больше: в Брянской области создано не менее сорока компаний, которые возглавляют мои бывшие сотрудники, лучшие сотрудники. Они учились, росли, и в какой-то момент принимали решение начать свой бизнес. К ним ко всем отношусь с уважением.
– Но вы продолжаете учить своих сотрудников, понимая, что рано или поздно они могут уйти?
– Конечно, хотелось бы, чтобы все со мной доработали до пенсии и ушли на пенсию с нашего предприятия. Но так не бывает, некоторые хотят открыть своё дело. И – да, мы учим.
У нас сложились уникальные условия для подготовки профессионалов. Во-первых, мы не считаем, что рабочий у обрабатывающего центра должен всего лишь следить за выполнением программы, написанной технологом. Мы всех учим программировать. В результате получается специалист широкого профиля с компетенциями конструктора, технолога, станочника, программиста, высококвалифицированного рабочего.
К тому же, когда мы приобретали станки, мы не стали опираться на одну торговую марку. И у нас представлены обрабатывающие центры нескольких ведущих производителей. А у них системы программирования и управления различаются.
Наш земляк Козьма Прутков говорил: «Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння». Так вот, наши специалисты владеют всеми системами программирования. Это уникальный навык.
Есть и ещё один нюанс. Крупные предприятия стараются загрузить оборудование по полной. Главное — заказы, контракты, деньги. А мы оставляем время на обучение. И это отличное вложение. Самое лучшее и самое главное – это вложение в людей.
– Есть ли какие-то ограничения, «противопоказания» для успешной работы в вашей команде?
– Да. Есть старая русская пословица: «Нельзя напоить лошадь, если она не хочет пить». Человек, у которого нет желания учиться, развиваться, больше зарабатывать вряд ли сделает успешную карьеру у нас. Но если есть интерес, есть энтузиазм, жажда знаний и стремление вперёд и вверх, то всё получится.
Сергей Горелов, руководитель группы компаний «Локомотив-Дизель-Сервис», начал свой трудовой путь в 16 с простого слесаря. Но, поднявшись до высот бизнеса, сохранил верность своему делу и своим идеалам.
Игорь Петрович Статычнюк
Комментарии ()