Тема воспитания детей остра и актуальна во все времена. Ещё в Древней Руси процессу воспитания уделяли особое внимание. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека. Большое значение придавалось привитию любви к Богу, земле-кормилице, труду, традициям своего народа.
Взгляд на воспитание у наших предков был особый: дети росли в строгости и вместе с тем в уважении к старшим. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семьи, непререкаемым авторитетом. Кстати, если отец не порол ребёнка, он вызывал осуждение, значит, он не выполнял свои обязанности. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, ведению домашнего хозяйства, правилам этикета. Поэтому образованная невеста имела большую ценность.
Основой в воспитании детей был призыв к патриотизму, защите страны от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших. Учили детей быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.
Поучительны методы воспитание в царской семье Романовых.
Александр 3, приглашая гувернантку своим сыновьям, сказал: «Вам дают двух мальчуганов, которых нужно не выпускать из рук и не давать повадки. Имейте в виду, что ни я, ни Великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные здоровые русские дети».
Этот девиз был и в воспитании Николая 2 по отношению к своим детям. Наследники царя почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на свежем воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Трогателен тот факт, что все вместе: сёстры и брат – упрашивали родителей разрешить им завести щенка. Родители часто присоединялись к детям в играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы в кругу семьи.
В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была простой. Одежда и игрушки передавались по наследству. Таким образом, их учили ценить то, что у них есть.
Семья императора не делила людей по социальным сословиям. Ценился сам человек.
Царевны занимались рукоделием, шили рубашки, гладили бельё. А во время 1 мировой стали сёстрами милосердия. Детей не прятали от жизни, давали понять, что кроме радости, в мире много печали.
Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для современных родителей.
Темп современной жизни диктует свои условия: развиваются и меняются новые технологии, гаджеты, а заодно и психика человека. Многовековые традиции остаются в прошлом. Ничего удивительного в том, что современные дети отличаются от тех детей, которые росли раньше. Но любой ребёнок устроен так, что в детстве ему просто необходимы любовь и правильное родительское воспитание. Нам всем необходимо помнить, что современное воспитание должно впитывать в себя опыт прошлых лет и в то же время основываться на современных принципах жизни. Мы все от этого будем счастливее.
С. Сенина, учитель истории ДСОШ №3
Комментарии ()