Читателей заинтересовал материал, и в редакцию поступило немало звонков. Многие дятьковцы интересовались, почему неблагоприятные последствия при покупке такого «левого» ОСАГО возникают лишь у покупателей данного документа. А есть ли какое-то наказание для продавцов «липовых» справок?
Этот вопрос мы задали адвокату Брянской областной палаты адвокатов Лексикову Максиму Александровичу.
До недавнего времени ответственность за неправомерные действия с диагностическими картами возлагалась только на операторов технического осмотра, согласно статье 14.4.1 КоАП.
В данный момент набирает тенденцию новый тренд: наказание агентов за продажу диагностических карт. При этом если оператор ТО отделается административной ответственностью и штрафом, то агентов наказывают по статьям Уголовного кодекса.
В данной ситуации необходимо понимать, что, согласно последним изменениям в законодательстве (Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ), итоговым документом, подтверждающим технический осмотр транспортного средства, является не талон ТО, а диагностическая карта. В ней содержатся сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности. Если техосмотр успешно пройден, в диагностическую карту заносится информация о сроке её действия, а также фамилия, инициалы и подпись технического эксперта, принявшего решение о её выдаче. Сведения о выданной диагностической карте передаются операторами в единую информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).
Данную карту может выдать лишь технический эксперт аккредитованной организации, проводящей технический контроль автотранспортных средств и выполняющий в данной организации в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией управленческие функции, которые заключаются в выполнении работ по контролю технического состояния транспортных средств. В случае выдачи диагностической карты без непосредственного осмотра транспортного средства, будет иметь место нарушение требований законодательства РФ и иных нормативных актов, в том числе государственных стандартов, что в совокупности с корыстным мотивом получения вознаграждения будет образовывать состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, а именно – коммерческий подкуп, то есть незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение незаконных действий в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
В настоящее время вместо талона технического осмотра допуском к движению транспортного средства по российским дорогам признается диагностическая карта техосмотра, которая в свою очередь является основанием для заключения договора страхования ОСАГО (п. «е», ч.3 ст. 15 Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ), без которого в свою очередь не допускается использование транспортных средств на территории РФ. В связи с этим явно прослеживается юридическое значение диагностической карты технического осмотра и организационно-распорядительной функции по ее выдаче, что неразрывно связано со служебными обязанностями технического эксперта. Отсюда нарушение требований закона по порядку выдачи данного юридически значимого документа влечет за собой нарушение прав и интересов страховых организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства, заинтересованных в безопасном движении на дорогах, подобное же безответственное поведение, мотивированное сиюминутной выгодой, лишь усугубляет существующее положение вещей и повышает потенциальную угрозу аварийных ситуаций на дорогах нашей страны, что подчеркивает повышенную общественную опасность содеянного.
Подведём итог сказанному: выдача диагностической карты технического осмотра автомобиля без фактического осмотра транспортного средства за вознаграждение влечет за собой привлечение виновного лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 204, 204.1 УК РФ и наказывается штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа (но не менее 25 000 рублей) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа (но не менее 25 000 рублей).
Для того чтобы не быть обманутым при совершении такой сделки, придется потратить значительное количество времени на изучение и проверку имеющейся в наличии документации. Поэтому, если Вам необходима дополнительная информация, Вы можете записаться на приём для получения полной консультации по телефону: 3-79-26.
Комментарии ()