пятница, 26 апреля 2024

Песни Брянских партизан как социокультурное явление

| Культура
Одной из наиболее ярких и героических страниц в летописи Великой Отечественной войны является партизанское движение в тылу врага. Героическая борьба партизан, их повседневный суровый быт, их переживания, чувства и помыслы нашли довольно убедительное отражение в поэтическом творчестве.
Среди многообразия жанров, пожалуй, самым малым и самым неизученным пластом нашего музыкально-песенного фольклора  являются партизанские песни.
В ту грозную годину на временно оккупированной территории произведения фольклора рождались ежедневно. И это было отражение отношения советского человека к оккупантам. Именно там, в оккупации, крепла система ценностей русского человека. Наш народ был свидетелем беззакония, вандализма, бездуховности представителей  «нового порядка» и с гордостью и достоинством вынес нечеловеческие испытания. Казалось бы, разве можно в этих условиях, в этих испытаниях думать о творчестве? Конечно же, нет. «Когда говорят пушки, Музы молчат». Партизанское творчество – это степень отражения эмоционального состояния русского народного воина.
В среди населения оккупированных районов удивительным и непредсказуемым образом стали популярны забытые жанры традиционного русского музыкально-песенного фольклора. Прежде всего исторические песни, патриотические баллады, солдатский фольклор разных исторических периодов.  А почему так? Что произошло? Русскому народу в тот период нужен был свой Илья Муромец, свой Сергий Радонежский, свой Александр Пересвет. Нужен был собирательный образ героя, эталон духовности, чести.
Активно рождались песни, стихи, частушки, куплеты, пословицы. Песня сопровождала партизан на каждом шагу их бесконечной военной жизни. Постоянное физическое и нервное напряжение требовало соответствующего отдыха. В такие минуты душа человека тянулась к теплой участливой беседе, к родной, с детства знакомой песне.
Песня звучала иногда громко, во всю мощь, а иногда тихо, полушепотом. В зимней заснеженной землянке или на долгожданном привале где-нибудь в глухом урочище или на краю болота, куда не решался ходить захватчик. Но чаще всего она звенела у партизанского лесного костра. Костер был не только одним из атрибутов сурового быта партизан – он являлся как бы высочайшим символом добрых надежд и веры в победу. Символ костра вошел во многие произведения партизанского фольклора, ему посвящались стихи и песни.
Пылает кострами средь леса поляна,
И искры взметаются ввысь.
Эх, жизнь партизана, как старая рана.
Опасная, трудная жизнь!
Значительную часть партизанского песенного репертуара составляли русские старинные народные песни. Именно их чаще всего исполняли партизаны под легкий треск сухих веток и сучьев у лесного костра.
Среди народных мстителей популярными были раздольные русские песни, в частности, о вождях крестьянских восстаний Степане Разине и Емельяне Пугачеве («Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес»). В ходу были удалые разбойничьи и протяжные лирические песни. Одна из них -  это хорошо известная русская песня «Ревела буря, дождь шумел». В ней повествуется об исторических событиях далекого прошлого, когда славная дружина под предводительством Ермака освобождала Сибирь. Эта песня была близка партизанам, отвечала их душевному настрою.
Певческий диапазон партизан не ограничивался  старинными народными песнями. В почете были и песни революции, гражданской войны, двадцатых и тридцатых годов. Партизанская молодежь предпочитала советские патриотические песни, знакомые ей со школьных лет. Люди старшего поколение тяготели к русской песенной классике.
Очень часто партизанские песни  заимствовали знакомые и популярные мелодии того времени. Как мы сейчас говорим – хиты. Использовались мелодии популярных довоенных песен: «По долинам и по взгорьям», «Дан приказ», «По военной дороге», «То не тучи – грозовые облака» и многие другие.
Одной из популярных песен была «Партизанская походная», широко бытовавшая  в брянских и белорусских лесах. Она исполнялась на мотив «Конармейской» — « По военной дороге».
Немало партизанских песен исполнялись на мелодию известной песни дальневосточных партизан периода гражданской войны. Песню «По долинам и по взгорьям» в довоенное время пели в праздничных колоннах  стар и млад. Эта мелодия интересна доступностью и простотой, боевым задором. Она очень близка к партизанской атмосфере. На эту же мелодию исполнялась песня «Партизанская война». Она родилась в брянских лесах. В ней идет речь о конкретных боевых делах – взрывах вражеских эшелонов, поджоге машин, порче полевой связи врага.
Героические подвиги партизан тут же находили отражение в партизанском песенном фольклоре. Песни о героях и подвигах, о героях- подрывниках, к примеру, «Песня об Ижукине»:
Таких, как Ижукин, немало
В родных наших брянских лесах.
Повсюду гремит о них слава,
Разносится в звонких стихах.
Партизаны создавали произведения о безымянных героях, коих было несметное количество. Такие, как «На коне вороном», и известная песня брянских партизан «В темной роще густой». Изначально это было стихотворение, созданное поэтом-песенником Лебедевым-Кумачом. В войну стихотворение печаталось в газетах и листовках. В декабре 1942 года над оккупированной территорией Суземского района летчик сбросил тысячи листовок с текстом «В темной роще густой». Тогда же стихотворение стало распеваться, как песня:
В темной роще густой партизан молодой
Притаился в засаде с отрядом.
Под осенним дождем мы врага подождем
И растопчем фашистского гада.
Партизаны подбирали разные мелодии. Но чаще всего исполняли на мотив «Там вдали за рекой засверкали огни». Эту песню хорошо знали партизаны Белоруссии и Украины.
Символом и гимном партизанского движения можно смело и однозначно назвать песню «Шумел сурово Брянский лес», подаренную авторами А. Софроновым и С. Кац брянским партизанам в октябре 1942 года.
Народная музыкальная культура  и партизанский фольклор  есть форма народной памяти. Это важная составляющая  национального культурного кода, без которого наша национальная идентичность теряет свою уникальность и своеобразие. И поэтому мы помним, не забываем  великие подвиги наших великих предков, гордимся ими.
Колесникова И.В.
Реклама1
Необходимо авторизоваться, чтобы написать комментарий.

Комментарии ()

    Реклама
    mvg
    27 марта 2023, 18:29
    1
    iskander_i
    11 мая 2018, 12:28
    1
    iskander_i
    10 апреля 2018, 14:01
    1
    9 20